Пример служит лишь для того, чтобы показать, как другие определяют свою действительность. Мы можем восхищаться этим, но можем и избежать повторения чужих ошибок.
Но как жить – позвольте решать только и исключительно нам самим, и никому больше.
Несколько благочестивых иудеев молились в синагоге, как вдруг раздался детский голос:
– А, В, С…
Прихожане старались сосредоточиться на священных текстах, но голос повторил:
– А, В, С…
Постепенно молитва прекратилась, и люди, обернувшись, увидели мальчика, который повторял:
– А, В, С…
Раввин приблизился к нему и спросил:
– Зачем ты это делаешь?
– За тем, что не знаю слов молитвы. И питаю надежду, что Бог, услышав буквы алфавита, сам составит из них правильные слова.
– Спасибо тебе за этот урок, – сказал раввин. – Хотелось бы и мне вверить Богу дни мои на этой земле так же, как ты вверяешь ему эти буквы.
Говорит наставник:
– Дух Божий, который присутствует в нас, можно уподобить киноэкрану. По нему проходят, чередуясь, разнообразные ситуации – люди любят друг друга, люди расстаются, ищут и не могут найти сокровища, открывают дальние страны.
И не имеет значения, какой фильм показывают – экран всегда остается прежним. Не важно, катятся ли слезы, льется ли кровь – ничто не может запятнать белизну экранного полотна.
И точно так же Бог – вне и превыше всех житейских восторгов и горестей. И когда наш фильм подойдет к концу, мы все увидим это.
Некий лучник прогуливался в окрестностях индуистского монастыря, известного строгостью устава, и вдруг увидел в саду обители нескольких монахов, которые пили и шумно веселились.
– Какое бесстыдство со стороны тех, кто ищет путь к Богу, – вслух и довольно громко молвил лучник. – Уверяют всех, что важен порядок, а сами втихомолку пьянствуют!
– Если ты выпустишь сто стрел подряд, что станется с твоим луком? – спросил старший из монахов.
– Он сломается.
– Если кто-то превысит предел допустимого, он тоже сломает свою волю, – сказал монах. – Тот, кто не умеет уравновесить труд досугом, вскоре потеряет воодушевление и не сможет пройти далеко.
Один царь послал в далекую страну гонца, поручив ему отвезти туда мирный договор, который должен был быть подписан тамошним властелином.
Гонец, желая получить выгоду от этого, рассказал о поручении нескольким друзьям, имевшим в той стране свои торговые интересы. Друзья попросили гонца помедлить несколько дней, сами же тем временем в преддверии мирного договора изменили свою стратегию.
Когда же гонец наконец отправился в путь, оказалось, что предложения мира запоздали – грянула война, уничтожив и намерения царя, и планы купцов, задержавших посла.
Говорит наставник:
– В нашей жизни важно лишь одно – следовать Своей Стезей, исполняя сужденное тебе. А мы все обременяем себя бесполезными занятиями, которые в конце концов разрушают наши мечты.
Когда странник стоял в Сиднейском порту, рассматривая мост, соединяющий две части города, к нему подошел австралиец и попросил его прочесть объявление в газете:
– Шрифт очень мелкий, – объяснил он. – Ничего не могу разобрать, а очки дома оставил.
Но и странник не захватил с собой очки для чтения и сожалением отказал австралийцу.
– В таком случае лучше вообще забыть про это объявление, – сказал тот, помолчав. И, желая продолжить разговор, добавил: – Не только у нас с вами, но и у самого Господа Бога ослабело зрение. И не потому что Он состарился, а потому что сам выбрал для себя это. И вот, когда кто-то из близких Ему совершает дурной поступок, Он, не в силах разглядеть все в подробностях, прощает его, потому что боится проявить несправедливость.
– Ну а добрые дела? – осведомился странник.
– В этом случае Бог никогда не забывает очки дома, – засмеялся австралиец, собираясь уходить.
– Есть ли на свете что-либо важнее молитвы? – спросил ученик у своего наставника.
А тот попросил его дойти до ближайшего дерева и срезать с него ветку. Ученик повиновался.
– Дерево не погибло? – спросил наставник.
– Живехонько, как и прежде, – ответил ученик.
– В таком случае отправляйся к нему снова и переруби его корень.