Водном научно-фантастическом рассказе речь идет о некоем обществе, где люди уже с рождения готовы к определенной профессии и уже на свет появляются техниками, инженерами, механиками. А тех немногих, кто лишен каких бы то ни было навыков, отправляют в сумасшедший дом, считая, вероятно, что только безумцы неспособны приносить обществу практическую пользу.
И вот один из этих безумцев взбунтовался.
В клинике, где его содержат, есть библиотека, и он пытается как можно больше узнать из книг о науке и искусстве. Сочтя, что осведомлен в достаточной степени, он решает бежать. Его ловят и приводят в находящийся за городом Учебный Центр.
– Добро пожаловать, – говорит ему один из сотрудников. – Нас больше всего восхищают именно те люди, которые напряженно отыскивают свой собственный путь. С этой минуты вы можете делать все, что вам заблагорассудится, ибо только благодаря таким, как вы, мир движется вперед.
Собираясь надолго уехать, бизнесмен прощался с женой.
– Ты никогда не преподносил мне подарка, который был бы достоин меня, – сказала она.
– Ах ты, неблагодарная! – отвечал он. – Все, что у тебя есть, я зарабатывал годами упорного труда. Что еще я могу подарить тебе?
– Что-нибудь такое же красивое, как я.
Два года она дожидалась подарка. И вот наконец бизнесмен вернулся.
– Я раздобыл для тебя нечто равное тебе по красоте. Я плакал от твоей неблагодарности, но все же решил исполнить твое желание. Все это время я думал, что же может сравниться с твоей красотой, и наконец нашел.
И с этими словами протянул ей зеркало.
Немецкий философ Фридрих Ницше сказал как-то раз:
– Не стоит всю жизнь отстаивать свою неизменную правоту; условием человеческого существования является возможность время от времени ошибаться.
Говорит наставник:
– Есть люди, которые стараются изо всех сил быть непогрешимо-точными в мелочах и деталях. Мы часто не позволяем себе ошибаться.
Чего мы добьемся этим? – Того лишь, что страх ошибки парализует нас, не давая двигаться дальше.
Он, этот страх, запирает нас в темнице посредственности. Если нам удастся победить его, мы сделаем очень важный шаг навстречу нашей свободе.
Послушник спросил аббата Нистероса, настоятеля монастыря в Сцете:
– Что я должен сделать, чтобы порадовать Бога?
– Авраам принимал странников, и Бог был доволен. Илия не любил чужеземцев, и Бог был доволен. Давид гордился тем, что делал, и Бог был доволен. Священник перед алтарем стесняется того, что делает, и Бог доволен. Иоанн Креститель отправился в пустыню, и Бог был доволен. Иона же пошел в большой город Ниневию, и Бог был доволен.
Спроси свое сердце, что бы ему хотелось.
Когда сердце в ладу с твоими мечтами, оно сумеет обрадовать Бога.
Один буддийский наставник путешествовал со своими учениками и услышал однажды, как они спорят, кто из них лучше.
– Я занимаюсь медитацией уже пятнадцать лет, – сказал один.
– Я творю добрые дела с тех пор, как покинул отчий дом, – сказал другой.
– Я неизменно следую наставлениям Будды, – сказал третий.
В полдень они остановились под яблоней передохнуть. Ветви ее, отягощенные спелыми яблоками, склонялись почти до самой земли.
Тогда заговорил наставник:
– Когда дерево щедро плодоносит, ветви его склоняются низко-низко. Истинному мудрецу присуще смирение.
Когда же дерево бесплодно, ветви его вздымаются высокомерно и спесиво. И глупец всегда почитает себя лучше ближнего своего.
Во время Тайной Вечери Иисус одной и той же фразой и с одинаковой суровостью осудил двоих своих апостолов. Оба совершили преступления, о которых Он знал заранее.
Иуда опомнился, раскаялся и покончил с собой. Петр тоже пришел в себя, но после того как трижды отрекся от всего, во что верил.
Однако в решающий миг он понял истинный смысл слов Иисуса. Он попросил прощения и смиренно пошел впереди.
Хотя тоже мог бы выбрать самоубийство. Вместо этого он смело взглянул в лицо своим сподвижникам и сказал им, должно быть, что-то вроде:
«Окей, пусть о моей ошибке говорят до тех пор, пока существует род человеческий. Но дайте мне возможность исправить ее».
Петр понял, что Любовь прощает. Иуда же не понял ничего.