18  

Для них чудо перевоплощения есть повседневная часть бытия, а потому смерть – это всего лишь очередной шаг по нескончаемо-долгой дороге мироздания.

Но постепенно мир утрачивал такое щадящее представление о смерти.

Не имеет значения, что мы думаем, что делаем, во что веруем: все мы рано или поздно умрем.

И лучше поступить по примеру индейцев племени яки, которые обращаются к смерти за советом. Постоянно спрашивают у нее: «Если я все равно умру, скажи, что мне надлежит делать сейчас?»

Ибо жизнь ни о чем не попросишь и советов от нее не получишь. А если нам нужна помощь, лучше всего посмотреть, как решают (или не решают) свои проблемы другие люди.

Ибо наш ангел-хранитель неизменно стоит рядом и часто говорит с нами устами нашего ближнего. Но этот ответ приходит лишь в те минуты, когда мы, не ослабляя внимания, не позволяем повседневным заботам и тревогам замутить сияющее чудо жизни.

Пусть наш ангел говорит так, как он привык, и тогда, когда он сочтет это нужным и своевременным.

Говорит наставник:

– Советы – это теория жизни, а на практике, как правило, все оказывается совсем иначе.

Некий священник ехал в автобусе по Рио-де-Жанейро, как вдруг услышал голос, приказывавший ему начать проповедь немедля и не сходя с места.

Падре принялся было возражать:

– Здесь совсем не место для того, чтобы нести слово Божие. Меня на смех поднимут.

Голос меж тем продолжал настаивать.

– Я робок и застенчив, пожалуйста, не требуй от меня этого.

Голос не прекращал своих требований.

Тогда священник вспомнил о своем обете – безропотно принимать все предначертания Христа. Поднялся, сгорая со стыда, и заговорил о Священном Писании. Пассажиры внимали ему молча. Он глядел на каждого из них, и мало кто отводил глаза. Сказав все, что хотел, завершил проповедь и сел на свое место.

Он и сегодня не знает, какую задачу выполнял в те минуты.

Но в том, что – выполнил, убежден абсолютно.

Шаман одного африканского племени увел своего ученика в лес.

Он, хоть и был сильно старше годами, шел легко и проворно, тогда как ученик поминутно спотыкался и падал. Проклинал свою судьбу, ругался, вставал, плевал на подведшую его землю и вновь шел следом за своим наставником.

И вот наконец после долгого пути пришли они к святилищу. И, не останавливаясь, колдун развернулся и двинулся в обратный путь.

– Ты ничему не научил меня сегодня, – пожаловался ученик после очередного падения.

– Я-то учил, да вот ты, похоже, ничего не усвоил, – отвечал колдун. – Я пытался показать тебе, как следует поступать с ошибками.

– И как же?

– Точно так же, как ты должен был бы поступить, упав. Вместо того чтобы проклинать то место, где ты упал, следовало найти то, на чем ты поскользнулся.

Настоятеля монастыря в Сцете посетил однажды отшельник.

– Мой духовный наставник не знает, куда меня направить, – сказал он. – Должен ли я бросить его?

Аббат ничего ему не ответил, и отшельник вернулся в пустыню.

А через неделю вновь пришел в монастырь:

– Мой духовный наставник не знает, куда меня направить, – сказал он. – Я решил расстаться с ним.

– Вот это – мудрые слова, – сказал ему на это настоятель. – Ибо когда человек сознает, что душа его не удовлетворена, он не просит советов. Он принимает решения, потребные для того, чтобы двигаться в этой жизни прежним путем.

К страннику подошла некая молодая женщина.

– Вот что я хочу рассказать тебе, – молвила она. – Я всегда верила, что обладаю даром врачевания. Но мне не хватало решимости испытать его на ком-нибудь, пока однажды у моего мужа не начались сильные боли в левой ноге, а облегчить его страдания было некому. И вот тогда я, умирая от стыда, наложила руки на больное место и попросила, чтобы боль стихла.

Я действовала, не веря, что сумею помочь мужу, и вдруг услышала, как он молится: «Господи, сделай так, чтобы моя жена смогла стать посланницей Твоего света и Твоей силы». От моей руки стало распространяться тепло, и боли тотчас прекратились.

Потом я спросила, почему он обратился к Богу с такой молитвой. И он ответил: «Чтобы придать тебе уверенности».

И сейчас, благодаря этим словам, я могу исцелять недуги.

Однажды философ, который преуспел в жизни, пресмыкаясь перед сиракузским тираном Дионисием, увидел, как готовит себе чечевицу, и сказал:

  18  
×
×