134  

– Бог в помощь, – сказал я.

Он медленно обернулся, старый, как я и предположил, лицо усталое, но интеллигентное, глаза умные и, как бы это сказать, человека грамотного и даже начитанного.

– Спасибо, – ответил он тихим голосом, – давно я не слышал, чтобы упоминали имя Создателя.

Я отмахнулся.

– Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное.

Он посмотрел очень внимательно, подумал, прежде чем ответить:

– Похоже… вы верите в Господа?

– Бог есть, – ответил я, – но сказать «я верю в Бога» – это уже богохульство.

Он, как мне показалось, чуточку смутился.

– Вы слишком грамотны для рыцаря, сеньор.

– А вы для могильщика, – ответил я.

Он помедлил, пальцы сжались на древке лопаты, после долгой паузы проговорил глухо:

– Я не всегда был могильщиком.

– А я не всегда был рыцарем, – сказал я. – Продолжим дальше? Господь, сотворив мир, сказал, что это хорошо. Что бы он сказал теперь?

Священник вздохнул, развел руками.

– Царствие Божие внутри нас. Потому не так важно, в каком состоянии церковь. К Господу приходят не экскурсии с проводником, а одинокие путешественники. Нужно ждать и молиться. Молиться и ждать.

– Самую большую, – заметил я, – и самую искреннюю часть наших молитв составляют жалобы. А еще просьбы: дай, помоги, сделай!.. Мне кажется, человек не заслуживает Бога. Во всяком случае, в этом королевстве. Я сужу хотя бы по тому, во что превратили церковь!.. И чем приходится заниматься вам.

Он перекрестился, поглядывая на меня все еще опасливо.

– Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

– Бог, – сказал я жестко, – который нас создал без нас, не может спасти нас без нас.

Он проговорил тихо:

– Молиться надо не о погибели грешников, но об их раскаянии!

Я покачал головой.

– Заповеди «не убивай» отнюдь не преступают те, которые ведут войны по велению Божию. Или в силу Его законов наказывают злодеев смертью. И Авраам не только не укоряется в жестокости, а напротив, восхваляется за благочестие потому, что хотел убить сына своего не как злодей, а повинуясь воле Божией.

Он прошептал испуганно:

– Сын мой, кто ты?

– Человек, – ответил я горько, – нащупывающий тропку в темноте. Могу и оступиться… Но все равно пойду.

– Блаженны милостивые, – сказал он предостерегающе, – ибо они помилованы будут.

Он умело оперировал словами того же Писания, но память моя пригодилась, я возразил с жаром:

– Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят. А эти гады все разорили!.. Господь слишком добр и милосерден, но его паладины могут проделать эту работу за Господа!

Он вскрикнул:

– Опомнись! Господь будет против.

– Это он вам сам так сказал? – потребовал я и, не дожидаясь ответа, сказал грубо: – А вот нам он говорит иное.

Он со страхом смотрел мне в лицо.

– Сын мой… кто ты? Почему так интересуешься… очень уж не мирскими делами?

Я ответил сумрачно:

– Я из тех краев… как бы это сказать, где влияние церкви все еще… все еще, да. Потому удивлен несколько. И даже весьма.

– А-а-а, – протянул он несколько разочарованно и в то же время с облегчением. – Да, в дальние уголки королевства еще не проникла нынешняя мода на черные мессы.

– Черные мессы? – переспросил я. – И здесь, в столице? Я слышал про них в Тарасконе… А здесь что, их много?

Он безнадежно махнул рукой.

– Столица… Где аристократы, там и черные мессы. Бравада против короля, бравада против Создателя… У аристократов самый высший шик – плюнуть в лицо Господу!

– И поцеловать Сатанаила в зад, – добавил я.

Он отмахнулся уже несколько увереннее.

– Да это все мелочи, ритуалы… Главная беда, что сошли с дороги, указанной Господом нашим.

– Я видел странный храм, – сказал я, – даже не понял, что он напоминает…

– На холме, окруженном оливами?

– Нет, на берегу реки. К нему ведет широкая лестница.

Он кивнул, лицо омрачилось.

– Поздравляю, сын мой. Ты увидел наихудший культ язычества. Самый дикий и кровожадный. Он запрещен, однако каждую ночь к нему приходят сотни горожан. Среди части аристократов считается хорошим тоном поклоняться тамошнему божеству Тарросу.

– Человеческие жертвы? – спросил я напрямик.

Он снова кивнул.

– В основном детей. Что делать, у бедняков их много… Одни не обращают внимания, когда у них крадут, все равно больше остается, у других можно купить младенца за медную монету. И то лучше, чем топить ненужного ребенка.

  134