91  

Я кивнул.

– Верю. Все дело в нарушении законов. Моральных, светских, семейных – неважно. Не будь этих нарушений, какое удовольствие иметься на таком ветру? И когда еще в спину толкают и ноги оттаптывают?

Он хохотнул.

– Ну, не знаю, не знаю. Мне нравится. Иногда такую знатную даму жмешь, что без «спасения» никогда бы и приблизиться не посмел!

Я, почти не слушая, осматривал транспортник. Крайне непропорционально низкие борта, как гигантская сковородка для оладей или яичницы. Скорее всего, и этот грандбагер тупо перевозил слитки металла, как тот наземный драккар таскал камни. Если металл уложить вровень с бортами, то это и будет предельная нагрузка, а то и чрезмерная. Не надо думать, что техника Древних могла поднять целую планету или хотя бы горный хребет.

– Много таких?

Он пожал плечами.

– Кто знает. Обычно королевства строго охраняют свои тайны.

Голос его показался мне чересчур равнодушным, я прищурился и спросил со смешком:

– Не знаете? Точно не знаете?

– Не знаю, – отрезал он.

– Эх, – вздохнул я, – а вы мне показались таким орлом, от которого ничего не укроется.

Он недовольно хмыкнул.

– Сэр Ричард… Мало ли что я знаю! Я не обо всем должен говорить.

– Мне можно, – сообщил я. – Я дважды спас жизнь королю, которому вы служите. И который пообещал повысить вас в чине.

Он вздохнул, сказал с тоской:

– Ну что вы за человек? Там такие милые, теплые и податливые женщины, а вы о чем?..

Я усилил натиск, играя на самолюбии, тщеславии, и наконец Рефершельд начал потихоньку раскалываться, втихую гордясь своей информированностью. Через полчаса я уже знал, что транспортники, большие и малые, вышли из-под земли вскоре после окончания Великой Войны. Одни начали двигаться по земле, ведомые неведомой волей давно погибших волшебников, другие поднялись в воздух. И долгие сотни лет двигались там по строго определенным маршрутам. По ним научились отсчитывать время, а путешественники по ним определяли стороны света и свое местоположение.

Один из великих мудрецов Феокл, который долго занимался этими чудесами, высказал догадку, что такие же точно были уничтожены во время войны Великих Магов, но под землей железные големы, оставшиеся без хозяев, изготавливают им на замену новых.

Феокла подняли на смех, но однажды один из грандбагеров, что величаво плыл по небу, вспыхнул и с грохотом обрушился на землю. От него осталась груда оплавленных обломков, однако вскоре после его гибели из недр грохочущей и плюющейся огнем и лавой горы поднялся в небо точно такой же грандбагер и начал двигаться по тому же маршруту, по которому летал погибший.

Правота Феокла была признана почти всеми, а когда еще через десяток лет точно так же погиб простой багер, двигавшийся по другому маршруту, и ему на смену через два дня появился другой, уже все приняли теорию Феокла.

Воздушных багеров сейчас сорок, из них пять – грандбагеров, а наземных – восемьдесят. Все двигаются по одним и тем же маршрутам, застывают там на определенное время, затем двигаются дальше. Дойдя до последнего пункта остановки, поворачивают обратно. Лишь два в точности повторяют прежний путь, остальные двигаются либо по кольцу, либо зигзагом, но всегда возвращаются в точку, откуда начинали путь.

Когда наблюдатели подметили закономерность, в месте остановок воздушных багеров соорудили огромные каменные пирамиды, с крыши которых можно было взойти на борт. Так началось путешествие по всему материку… но длилось оно недолго.

Короли вскоре поняли, что так очень удобно перевозить войска для захвата чужих земель, самые первые преуспели, но сами же придумали контрмеры, чтобы их самих не постигла та же участь. Пирамиды окружались рвами с водой, их отгораживали подъемными мостами, так что все прибывшие проходили по одному под прицелом луков и арбалетов.

Меры предосторожности везде закончились тем, что когда багеры останавливались на последней остановке королевства, на них врывалась охрана и всех выталкивала в шею. А затем и вовсе были обнародованы декреты, что всякий, кто пытается таким образом проникнуть на земли соседнего короля, – преступник и обязан быть казнен немедля.

С наземными механическими багерами было еще проще. Останавливались они надолго, так что можно не только с удобством разместиться большому количеству людей, но занести и уложить удобно товары.

Понятно, что в тех местах, где останавливаются воздушные или наземные багеры, выросли сперва поселки, а потом города. Почти все стали столицами королевств, ибо кто контролирует возможность передвижения на этих чудесах, тот правит миром. Хотя бы в пределах королевства.

  91